К вопросу оказания первой помощи обучающимся
В марте 2018 года депутатами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Д.А. Морозовым, А.И. Аршиновой, М.А. Мукабеновой, А.В. Канаевым и другими в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внёсён проект федерального закона № 426529-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях» (далее – законопроект).
Законопроектом было предложено внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части предоставления педагогическим работникам права оказывать первую помощь.
Следует отметить, что Профсоюзом указная законодательная инициатива была взята на контроль с 2018 года, в процессе которого при непосредственном участии правового отдела аппарата Профсоюза экспертами Профсоюза были подготовлены предварительные заключения на первоначальный текст законопроекта, а затем с учётом его повторной доработки.
В предварительном заключении экспертов Общероссийского Профсоюза образования от 17.06.2019 было отмечено, что оказание первой помощи обучающимся, предложенное педагогическим работникам как право, является некорректным, так как наличие такого права предполагает выбор: воспользоваться этим правом или нет. Добровольное согласие педагогического работника оказывать первую помощь обучающимся неизбежно корреспондируется с его дальнейшей ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение такой помощи.
Общероссийский Профсоюз образования обращал внимание на то, что основополагающие нормы о лицах, обязанных или имеющих право оказывать первую помощь, содержатся в статье 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Право педагогических работников на оказание первой помощи в данной статье не предусматривается.
Законопроектом устанавливалось, что педагогические работники вправе оказывать первую помощь, в том числе обучающимся, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Условие предоставления первой помощи обучающимся педагогическими работниками, предусмотренное законопроектом, корреспондируется с пунктом 11 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Но при этом ни норма законопроекта, ни норма Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не проясняют, кому еще (кроме обучающихся) педагогические работники вправе оказывать первую помощь и каким документом предоставляется это право (сертификат, свидетельство или иной документ о прохождении необходимой подготовки с указанием содержания обучающих программ и количества часов обучения).
В статье 3 законопроекта, вносящей изменения в пункт а) статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на организации, осуществляющие образовательную деятельность, возлагалась ответственность за обеспечение условий оказания первой помощи обучающимся в период их пребывания в соответствующей организации. При этом неясно, что подразумевалось под «первой помощью» и «обеспечением условий оказания первой помощи». Не предусмотрен был перечень состояний, случаев, ситуаций, обстоятельств, при которых необходимо оказание первой помощи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждение перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи передано уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
Общероссийский Профсоюз образования счёл необходимым, чтобы Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были определены не только перечень лиц, которым предоставляется право оказания первой помощи, перечень состояний, случаев, ситуаций и обстоятельств, при которых необходимо оказание первой помощи, но и содержание понятия «первая помощь», а также условия оказания первой помощи.
По мнению Общероссийского Профсоюза образования, содержащиеся в законопроекте предложения о предоставлении педагогическим работникам права оказания первой помощи, в том числе обучающимся, не являются предметом регулирования Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Поэтому Общероссийский Профсоюз образования не счёл возможным поддержать представленную новую редакцию проекта федерального закона № 426529-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях», полагая необходимым предусмотреть возможность оказания обучающимся первой помощи путем усиления медицинского сопровождения деятельности образовательных организаций.
Таким образом, благодаря комплексной работе с непосредственным участием правового отдела аппарата и руководства Профсоюза (правовая экспертиза законопроекта, участие руководства Профсоюза в заседаниях Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, круглых столах и рабочих совещаниях по обсуждению данной законодательной инициативе), Профсоюзу удалось настоять на исключении педагогических работников из-под распространения правового регулирования законопроекта.
В настоящее время ход рассмотрения законопроекта приостановлен.
Из Аналитической информации о правозащитной работе Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации за 2019 год,
Приложение № 2 к постановлению Исполкома Профсоюза от 27 мая 2020 г. № 1-2