Главная Профсоюз Позиция Приморской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования по постановлению 565-па

Позиция Приморской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования по постановлению 565-па

Информация к совещанию,назначенному на 12.09.2019 в 14.00 г. Владивосток, ул. Пушкинская, 13, каб. 314

27 августа 2019 года в Приморскую краевую организацию Общероссийского Профсоюза образования из Федерации Профсоюзов Приморского края для рассмотрения поступил проект Постановления Администрации Приморского края «О внесении изменений в Постановление Администрации Приморского края от 8 мая 2013 года № 168-па «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края». Срок ответа был установлен до 03.09.2019.

В установленный срок на запрос был дан ответ о несогласии с предложенным проектом, как нарушающим трудовые права отдельных категорий работников образования.

В соответствии с ч.1, 2 ст.35-1 Трудового кодекса РФ, при принятии законодательных и иных нормативных актов, органы государственной власти в субъекте РФ обязаны обеспечить участие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) в разработке и обсуждении проектов этих актов. Решение этих комиссий подлежит обязательному рассмотрению органом, принимающим нормативный акт. Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принимающими указанные акты.

Как следует из положений абзаца третьего пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" при принятии нормативных правовых актов в сфере труда предусмотрен обязательный учет мнения профсоюзов.

Не дожидаясь истечения предоставленного срока на согласование проекта, он был принят Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2019 N 565-па "О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 8 мая 2013 года N 168-па "О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края".

При принятии Постановления администрации Приморского края от 2 сентября 2019 года № 565-па требования ст.35-1 Трудового кодекса РФ, абзаца третьего пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ не соблюдены, нарушена процедура, предусмотренная ст. 35-1 ТК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ.

Согласно Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол N 12) Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее - учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом настоящих рекомендаций (п. 30).

При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм труда (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом V настоящих рекомендаций для федеральных государственных учреждений, обратив особое внимание при применении этих актов учреждениями на установление заработной платы работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении новых систем оплаты труда и их изменении (совершенствовании) в размере не меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой этим работникам до введения таких систем оплаты труда и их изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (пп. «е» п 32).
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

В соответствии со статьями 129, 135 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Принятие Проекта в предложенной редакции ухудшит положение работников, не трудоустроенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в сельских населенных пунктах и рабочих поселках приграничной 30-километровой зоны и имеющих оклад ниже МРОТ.

При принятии предложенного проекта, начнется процесс приведения в соответствии с ним нормативно-правовых актов муниципалитетов края, а поскольку ряд персонала финансируется из муниципальных бюджетов, любая возможность сокращения расходов будет рассмотрена.

Наиболее критично понижение районного коэффициента скажется на учебно-вспомогательном персонале – помощниках воспитателей, младших воспитателях, служащих – делопроизводителях, заведующих хозяйством, обслуживающем персонале - уборщиках служебных помещений, сторожах (вахтерах), гардеробщиках, дворниках, кухонный работниках.

Для примера рассмотрим последствия уменьшения районного коэффициента для младшего воспитателя (Профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня, 1 квалификационный уровень). В городе Владивостоке для данной категории установлен оклад в размере 5171 рубль.
Статьёй 1 Федерального закона от 25.12.2018 N 481-ФЗ с 1 января 2019 г. МРОТ установлен в сумме 11 280 рублей.
В настоящее время:
Оклад – 5171 руб.
Доплата до МРОТ - 6109 руб.
РК – 30% - 3384 руб.
ДВ – 30% - 3384 руб.
Итого начисленными – 18048, за вычетом подоходного налога – 15701,76 руб.
При уменьшении районного коэффициента до 20% и увеличении оклада на 10%:
Оклад – 5171 + 10 % = 5688,1 руб.
Доплата до МРОТ – 5591,9 руб.
РК – 30% - 3384 руб.
ДВ – 20% - 2256 руб.
Итого начисленными – 16920, за вычетом подоходного налога – 14720,4 руб.
При увеличении размера МРОТ, до 12 130 руб., согласно Приказу Минтруда России от 09.08.2019 N 561н, права данных категорий работников также будут ущемлены.
12 130 + РК 30% +ДВ 30% = 19 408 руб. (за минусом 13% НДФЛ-16 884,96руб.)
12 130 + РК 20% +ДВ 30% = 18 195 руб. (за минусом 13% НДФЛ-15 829,65 руб.)

Таким образом, заработная плата работникам, чьи оклады существенно меньше МРОТ, станет меньше, чем при действующем районном коэффициенте. При это все надбавки к окладу будут поглощены существующей доплатой до МРОТ, как и 10% увеличение оклада. Изменится только размер доплаты до МРОТ.

Как правильно указано в Постановлении Исполнительного комитета Общероссийского Профсоюза образования от 11.09.2019 № 18, уровень средней заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 2012 года в субъектах РФ продолжает достигаться преимущественно за счет интенсификации труда: выполнения дополнительной учебной (преподавательской, педагогической) работы, выполняемой сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, а также других дополнительных видов работы.
Аналогичная ситуация при внимательном изучении ситуации будет и по другим категориям работников образования.

При этом увеличится размер начисленной заработной платы работников, по чьим должностям установлены оклады, превышающие МРОТ, либо существенно его превышающие.
Такая позиция органов власти, повышать доход имеющим за счёт неимущих, приведёт к повышению социальной напряженности, и не будет способствовать развитию институтов гражданского общества.

В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьями 315 - 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
До настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем на основании части 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР.
Таким образом, районный коэффициент – мера, направленная на поддержку работников, которые трудятся в особых климатических условиях. Каких-либо доводов либо обстоятельств, свидетельствующих об уменьшении неблагоприятного воздействия особых климатических условий на жителей Приморского края, трудоустроенных в бюджетных организациях, не представлено. Кроме того, регион регулярно подвергается воздействию стихии (паводки, пожары, ливневые дожди, тайфуны), которые сложно отнести к улучшению климатических условий.

В Приморском крае на II квартал 2019 года величина прожиточного минимума Постановлением Администрации Приморского края от 31.07.2019 N 488-па для трудоспособного населения установлена в размере 13958 руб. Получается, что работающий полный рабочий день человек за свой труд будет получать меньше, чем раньше. К тому же, эта сумма будет стремиться к минимуму, необходимому для выживания, об уровне жизни речи уже не идёт.

С учётом статистически подтверждённого оттока населения из Приморского края, катастрофического дефицита кадров в отрасли, полагаю меру по снижению районного коэффициента идущей в разрез с действующей демографической политикой, целями и задачами, стоящими перед системой образования края.

До рассмотрения вопроса о снижении районного коэффициента необходимо довести окладную часть заработной платы хотя бы до минимального размера оплаты труда в РФ. В противном случае процесс «оптимизации» и «приведения в соответствие» сведется к еще большему падению доходов персонала, обеспечивающего возможность функционирования организаций и за этот счёт к незначительному повышению оплаты труда других работников бюджетной сферы.

13.09.2019,
731 просмотр.


Другие новости в разделе - Профсоюз образования