О позиции Общероссийского Профсоюза образования по вопросам увеличения размеров заработной платы и повышения уровня гарантий по оплате труда педагогических и иных работников образовательных организаций
Обсудив ситуацию в сфере образования по кадровому обеспечению деятельности образовательных организаций дошкольного, общего и других уровней образования, условий и оплаты труда педагогических и иных работников образовательных организаций в условиях повышения требований к профессионализму, качеству и результатам труда педагогических работников в связи с реализацией национального проекта «Образование», Исполнительный комитет Профсоюза отмечает.
На начало нового 2019/2020 учебного года отсутствует информация о перспективах дальнейшего повышения заработной платы педагогических и иных работников бюджетной сферы, поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года, других работников образования из числа инженерно-технических работников и учебно-вспомогательного персонала.
До настоящего времени Правительством Российской Федерации не внесены на рассмотрение в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 финансовый год и плановый период 2020-2021годов, в которых, по мнению членов Исполкома Профсоюза, должны быть определены меры по следующим этапам повышения уровня заработной платы педагогических и иных работников бюджетной сферы, механизмы повышения гарантированной части оплаты их труда, условия финансового обеспечения реализации этих мер в субъектах Российской Федерации с учетом адекватного увеличения финансовой поддержки региональных бюджетов из федерального бюджета.
В представленных на рассмотрение РТК в апреле 2019 года материалах Минэкономразвития России по вопросу основных социальных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов уровень оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года, оценен на прогнозный период до 2024 года только с точки зрения сохранения индикативных показателей соотношений средней зарплаты указанных категорий работников и средней величины дохода от трудовой деятельности по субъектам РФ (соответственно, 100% и 200%).
Как следует из материалов Минэкономразвития России, на весь шестилетний период для иных категорий работников бюджетной сферы, не поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года, предусмотрена индексация заработной платы на прогнозный уровень инфляции, т.е. планируется лишь «нулевой темп роста» их реальной заработной платы. Учитывая, что заработная плата этих работников не индексировалась с 2014 по 2017 годы, несмотря на перманентное повышение в указанный период потребительских цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги населению, уровень оплаты их труда в настоящее время значительно отстает от уровня оплаты труда основных категорий работников бюджетной сферы. Вместе с тем, при реализации национального проекта «Образование» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года, деятельность работников из числа инженерно-технических работников и учебно-вспомогательного персонала в значительной степени обеспечивает процесс оказания качественных образовательных услуг, в том числе высокотехнологических, в условиях объявленной цифровизации всех сторон жизни. Сохранение на крайне низком уровне оплаты труда этих категорий работников вызывает серьезные проблемы с кадровым обеспечением организаций, призванных добиваться достижения высоких показателей качества образования, чтобы войти в десятку ведущих стран мира.
Исполком Профсоюза отмечает, что за период с 2013 по 2018 год размер средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций (без ППС) по Российской Федерации увеличился и определен в диапазоне 31,7-38,4 тыс. руб., при этом средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций увеличилась на 32,3 %, в том числе учителей – на 27,9 %; дошкольных образовательных организаций – на 35,6 %; организаций дополнительного образования детей – на 66,5 %, преподавателей и мастеров производственного обучения организаций профессионального образования – на 45,3 %. Средняя заработная плата преподавателей организаций высшего образования увеличилась за этот период в 2,04 раза.
Вместе с тем, потребительские цены на товары и услуги за период январь 2013 года - декабрь 2018 года выросли по данным Росстата на 50,8 %, что позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в 2012 году на федеральном уровне меры по повышению заработной платы педагогических работников были своевременными, но не позволили компенсировать работникам потери в доходах даже с учетом официальных данных о росте потребительских цен и тарифов за указанный период.
Исполнительный комитет Профсоюза констатирует, что целевые значения показателей, установленные на 2018 год в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 2012 года, за I полугодие 2019 года достигнуты или превышены по педагогическим работникам образовательных организаций общего образования (113,8% против 100%), преподавателям и мастерам производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования (110,1% из 100%) и преподавателям организаций, реализующих программы высшего образования (240% против 200%). В частности, по педагогическим работникам образовательных организаций общего образования целевые значения показателей достигнуты в 84-х субъектах РФ, в 78-ми из которых превышение целевого значения показателя составило более 5%, по преподавателям и мастерам производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования, – в 85 субъектах РФ, в 83-х из которых превышение целевого значения показателя составило более 5%, по преподавателям организаций, реализующих программы высшего образования – в 72-х субъектах РФ.
Исполнительный комитет Профсоюза отмечает, что достижение (или превышение) целевых значений повышения заработной платы за рассматриваемый период достигнуто в связи с повышением средней заработной платы этих категорий педагогических работников с учетом массовых отпусков и соответствующей оплаты за этот период.
Вместе с тем, целевые значения показателей в целом по Российской Федерации не достигнуты по педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций (86,7% из 100%) и организаций дополнительного образования детей (92,9% из 100%). В частности, по педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций целевые значения показателей не достигнуты в 78 субъектах РФ, из которых в 60 отклонение от целевого значения показателя превышает 5%, по педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей – в 68 субъектах, из которых в 43 субъектах – отклонение от целевого значения показателя превышает 5%.
При этом важно учитывать, что результаты достижения целевых значений показателей повышения средней заработной платы педагогических работников определяются по методике расчета целевого показателя – среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (дохода от трудовой деятельности), которая стала применяться с 2015 года, что привело фактически к снижению размера целевого показателя на 13,3 % (по I полугодию 2019 года) по сравнению с показателем среднемесячной заработной платы работников по полному кругу организаций, представляющих отчетность по обследуемым Росстатом видам экономической деятельности (расчеты произведены специалистами Профсоюза на основании данных Росстата).
Уровень средней заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 2012 года в субъектах РФ продолжает достигаться преимущественно за счет интенсификации труда: выполнения дополнительной учебной (преподавательской, педагогической) работы, выполняемой сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, а также других дополнительных видов работы.
По мнению Общероссийского Профсоюза образования, механизм, определивший в указах Президента Российской Федерации уровень увеличения к 2018 году размера заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, а также порядок его достижения не обеспечил ожидания работников.
Так, целевые показатели соотношения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, а также педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации (100%) определены к 2018 году в 2 раза ниже целевого показателя уровня средней заработной платы не только врачей (200%), но и в 2 раза ниже уровня средней заработной платы других работников медицинских организаций, предоставляющих медицинские услуги или обеспечивающих их предоставление (биологи, зоологи, инструктора-методисты по лечебной физкультуре, медицинские психологи, медицинские физики и ряд других).
В результате уровни средней заработной платы педагогических работников указанных выше категорий по установленным соотношениям их средней заработной платы и средней заработной платы (по целевым показателям) в субъекте Российской Федерации в 2018 году фактически приравнены к уровню средней заработной платы младшего и среднего медицинского персонала, хотя постоянно возрастающие требования к квалификации педагогических работников существенно превышают требования к квалификации вышеназванных работников.
Изменение федерального законодательства по разграничению полномочий органов власти привело к тому, что в настоящее время федеральные органы государственной власти не имеют правовых механизмов реализации единой политики в области оплаты труда работников образования. При этом не принято во внимание, что указанные работники обеспечивают конституционные гарантии прав граждан на образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Кроме того, затягивание принятия федеральным центром регулирования государственных гарантий по оплате труда в виде базовых окладов (базовых должностных окладов) базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам, в сфере образования привело:
– к значительной неоправданной дифференциации размеров оплаты труда работников одной и той же профессиональной квалификационной группы не только между регионами, но и между однотипными организациями в одном регионе;
– к существенным различиям в принципах и подходах к регулированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же должностные обязанности;
– к снижению в структуре заработной платы постоянной части в виде ставок заработной платы и должностных окладов;
– к увеличению размера переменной части, выплачиваемой, как правило, в связи с увеличением объема выполняемой работы, и увеличением работ, не относящихся к их профессиональной деятельности и не входящих в круг их непосредственных обязанностей, и, в меньшей степени – за качество работы, что при отсутствии объективных показателей приводит к непрозрачности и нередко к предвзятости в распределении стимулирующих выплат.
Члены Исполкома Профсоюза, обсудив итоги проведенного в июле-августе 2019 года Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования мониторинга выполнения в I полугодии 2019 года образовательными организациями положений отраслевого раздела Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, констатируют, что результаты мониторинга с учетом анализа представленных в нем сведений, а также на основе данных о средней заработной плате учителей в регионе позволяют сделать вывод, что пункт 36 отраслевого раздела Единых рекомендаций о необходимости перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, с целью направления их на обеспечение повышения учителям гарантированной части заработной платы в виде ставки заработной платы не выполняется.
Согласно данным проведенного в июле-августе 2019 года Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования мониторинга размеров ставок заработной платы учителей в месяц за норму 18 часов педагогической работы в неделю, которые будут применяться при оплате их труда в 2019/2020 учебном году, установлено, что в более чем 70 % регионов ставки заработной платы (должностные оклады) не достигают утвержденного на федеральном уровне МРОТ.
Доля ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре средней заработной платы учителей в 64 субъектах РФ не достигает 30 %, в том числе в 26 субъектах РФ – 20 процентов, хотя в отраслевом разделе Единых рекомендаций (пункт 36) предложено перераспределение средств, предназначенных на оплату труда, с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Проведенные анализ и расчеты по представленным регионами материалам мониторинга дали возможность сделать заключение о том, что фактическая средняя учебная нагрузка, выполняемая учителями в большинстве регионов, превышает установленную норму учебной нагрузки в 1,5-2 и более раз, что подтверждает информацию, поступающую в Профсоюз из регионов, об увеличении потребности в учителях во многих школах, а не только во вновь построенных, значительном увеличении вакансий и возникающей необходимости в связи с этим ведения учителями уроков по трем-четырем предметам.