Главная Учительская Программа сетевого взаимодействия по формированию навыков семейного общения

Программа сетевого взаимодействия по формированию навыков семейного общения

Дети читают эту информацию, воспринимают ее как руководство к действию, действуют… и? Наверное, иногда что-то получается. Чисто технически. Парень завоеван. Встретились, пообщались, вроде бы хочется дальше общаться, но что-то не идет. Почему? Потому что все рекомендации модных блоггеров и «специалистов» направлены на достижение внешнего эффекта, разового, недолговременного. Зачастую это приводит к кратковременным отношениям, частой смене партнеров, привычке к так называемым «гражданским бракам». А по большому счету – к постепенной утрате осознания исконных русских семейных ценностей, которые подменяются мнимой свободой выбора и бесконечным числом репетиций семейной жизни. Сегодня настало время уделять время основательному изучению такого, на первый взгляд, элементарного вопроса как семейные отношения.

Школа данный вопрос рассматривает косвенно, в ходе различных разовых мероприятий: бесед, концертных и игровых программ. В семьях, к сожалению, некогда, а иногда, и вовсе, не принято, говорить с детьми на такие темы. О материалах, найденных в сети, мы уже говорили выше. Но кто же тогда поможет детям осознать важность семьи, даст понятие об основах построения взаимоотношений, расскажет об обязанностях? Кто?

Есть замечательный ресурс – дополнительное образование, сфера деятельности которого сегодня всеобъемлюща. Оно формирует, развивает, обучает, создает условия, помогает…

Дополнительное образование сотрудничает с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, спорта и туризма, религиозными организациями, родительской общественностью в рамках сетевого взаимодействия. Именно на этой основе стоит проводить занятия по формированию навыков семейных отношений.

Опыт нашего учреждения по совершенствованию такой системы работы достаточно велик. Более десяти лет мы работаем по системе сетевых программ со школами города. Сначала классные руководители просто приводили свои классы на занятия, потом сотрудничество переросло в систему договоров.

Мы разработали программу «Школа нравственного становления «Преображение», которая направлена на воспитание культуры брачных отношений, формирование у молодежи позитивного отношения к семье как жизненно важной ценности.

В широком смысле преображение – это изменение в лучшую сторону под воздействием информации, освещающей вопрос со всех сторон. Мы освещаем вопрос семейных отношений с образовательной, психологической, медицинской, законодательной, исторической и культурной сторон. Чтобы информация была полезной и интересной для учащихся мы приглашаем к сотрудничеству специалистов соответствующих направлений.

В реализации программы принимают участие десятиклассники, но ее участниками могут быть и ученики девятых классов, и одиннадцатых.

Мы взяли именно десятый класс по нескольким причинам:

- именно в это время у подростков идет активный поиск отношений и повышается интерес к соответствующей информации;

- десятиклассники свободней девятиклассников и одиннадцатиклассников, которые заняты подготовкой к итоговым экзаменам.

Программа состоит из шести разделов

Раздел 1. Вводный (3 часа). Его проводит психолог. Психолог изучает уровень знаний ребят о семье, выясняет, что они думают о важности семьи.

Раздел 2. Образовательный (18 часов):

- «Основы создания семьи» (6 часов);

- «Обязанности членов семьи» (6 часов);

- «Конфликты в семье и пути их решения» (6 часов).

Этот раздел ведут педагоги нашей образовательной организации. Ребята изучают программный материал в ходе практических и теоретических занятий. Основа занятий – диалог. Мы считаем важным не навязывать авторитетное мнение взрослого человека или давать готовый материал, а помогать детям самостоятельно находить ответы на вопросы в ходе общения со сверстниками и, естественно, с педагогами. Учащиеся говорят не только о создании своей будущей семьи, но и о семье вообще. Мы формируем у них понимание того, что семья - это не только пара муж и жена и ее дети, но и бабушки, дедушки, братья, сестры и другие родственники.

Очень важным моментом мы считаем подбор кадров для работы с материалами раздела. Сегодняшняя молодежь очень любознательна и любит задавать каверзные вопросы. Например, педагог рассказывает о том, что нет ничего страшного в многодетности, можно и на троих детей находить достаточно времени, при этом успешно строить карьеру… Дети выслушивают, и обязательно кто-то задает вопрос: «А у вас сколько детей?». Педагог спокойно отвечает: «Трое». Казалось бы, не значащий вопрос, но, на самом деле, для детей важен пример. Пример человека, чьи слова не расходятся с действиями.

Раздел 3. Нормативно-правовой (2 часа). Здесь мы приглашаем специалистов из отдела опеки и попечительства, которые рассказывают детям о законодательной базе, поддерживающей семью.

Раздел 4. Медицинский. Здоровье – основа крепкой семьи (2 часа). Работают медики. Мы разделяем мальчиков и девочек. Специалисты рассказывают им, как важно мужское и женское здоровье для семьи.

Раздел 5. Готовность к семейной жизни (3 часа). Материалы этого раздела с детьми обсуждает священник. Обращаем внимание, что священник излагает материал с культурологической, а никак не религиозной точки зрения. В ходе занятий дети узнают исторические аспекты создания и развития семейных отношений, семейный уклад Руси, содержание терминов «материнство» и «отцовство», понятия «гражданский брак» и т.д.

Раздел 6. Итоговый (2 часа). С детьми снова работает психолог, который проводит итоговую диагностику, выясняя, как изменилось ценностное отношение к семье у учащихся. Кроме того, на это занятие приглашаются все специалисты, которые встречались с ребятами в ходе изучения программного материала. Мы проводим круглый стол, в ходе которого все могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, озвучивать предложения по улучшению программы.

Первый поток учащихся у нас занимался с 12 сентября 2016 года по 16 января 2017 года. Сейчас идут занятия со вторым потоком. По результатам работы первого потока мы видим важность и необходимость нашей работы. На протяжении всего изучения программы дети активно задавали вопросы, участвовали в обсуждениях, хорошо посещали занятия. В ходе круглого стола был задан вопрос: «В чем для каждого из вас важность программы?». Самые распространенные ответы:

- В семье мы не разговариваем на подобные темы, поэтому мне было важно выговориться и получить ответы на непонятные мне вопросы.

- Многое узнала об исконном укладе русской семьи и законодательной базе РФ, которая регулирует семейные отношения.

- Я научился не доводить ситуацию до конфликта. Понял, что любую даже самую, на первый взгляд, нерешаемую проблему, можно решить, просто поговорив и расставив все точки над «и».

- Для меня важным было то, что занятия в корне отличались от школьных. Мы беседовали, нам не навязывали готовые решения, у нас было право выбора и возможность аргументировать свой выбор.

- Я никогда не задумывался о здоровье, вернее, задумывался, но как-то не думал, что оно так важно для создания семьи. Казалось, руки-ноги есть, что еще надо? А оказывается, важными являются многие факторы. И необходимо заботиться о здоровье сейчас, чтобы в принципе можно было создавать семью.

- Я для себя открыла беседы со священником. Никогда не была в церкви. Думала, что это только какие-то молитвы и т.д. Но после занятий поняла, что там служат просто умные люди, которые могут помочь советом или даже тем, что просто умеют слушать.

Как видно, в ходе работы у нас получилось не только дать какие-то минимальные знания о семье, ведь программа наша краткосрочная, но и затронуть другие проблемы, которые волнуют сегодняшних детей. Этим и хороши программы сетевого взаимодействия, что помогают раскрыть тему со всех сторон.

На самом деле, наверное, тот факт, что тема, которую мы изучаем в ходе программы, является сегодня актуальной – страшно и стыдно! Ведь основы создания здоровой крепкой семьи – это то, что должно быть заложено на генетическом уровне. Понимание счастья материнства и отцовства, необходимости заботиться о родных, быть ответственным за кого-то, найти свою вторую половину, чтобы стать единым целым навсегда, – все это должно взращиваться в семье. К сожалению, функция семьи сегодня – заработать деньги, родители считают, что воспитывать должна школа – это ее обязанность. Очень почетная и горькая обязанность… Плачевно. Но мы обязательно справимся! И поможем сегодняшним детям понять, что воспитание детей – приоритетное право родителей! Мы уверены, что будущее поколение родителей, которых мы сегодня стараемся не воспитывать, нет, а образовывать в вопросе «Моя будущая семья», будет лучше нас. И наша программа утратит свою актуальность!

Людмила Шупилова, зам. директора Центра детского творчества города Ноябрьска Ямало-Ненецкого АО

31.03.2017,
1216 просмотров.


Другие новости в разделе - Учительская

06 сентября 2022 г. |
Августовский образовательный интенсив «Образование города Владивостока: время перемен и новых возможностей…»

16 сентября 2021 г. |
Учитель научит финансовой грамотности

02 сентября 2021 г. |
Опережающее образование города Владивостока: новое время, новые задачи

06 августа 2021 г. |
Российский Союз Молодежи поддержит проекты в малых городах и селах России

02 августа 2021 г. |
Пушкинская карта

26 июля 2021 г. |
C 27 июля в Приморском крае стартует региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России»

09 сентября 2019 г. |
Осенью 2019 года состоится Национальный конкурс "Ученик года"

25 августа 2017 г. |
Детский сад во Владивостоке совсем скоро распахнёт двери для юных горожан

27 апреля 2017 г. |
Константин Межонов встретился с победителями конкурса «Учитель года – 2017»

25 апреля 2017 г. |
Приглашаем педагогов Владивостока принять участие во Всероссийском мониторинге безопасности образовательной среды