Методическое пособие для родителей или сто и один способ привлечь ребенка к чтению
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В. Сухомлинский
Сто и один способ привлечь ребенка к чтению
Составитель: Терехович Верника, ученица 7 класса МБОУ «СОШ №5» НГО
Руководители : Е.М. Павлюк, Е.Ю. Попова, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» НГО
ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, БИБЛИОТЕКАРЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ
МБОУ «СОШ № 5» НГО
2016г.
Дорогие друзья! Мы надеемся, что вас тоже волнуют проблемы, связанные с чтением, которые возникли в результате снижения интереса к чтению у наших сограждан, падения уровня читательской культуры и грамотности.
Получать удовольствие от чтения — привилегия далеко не каждого человека. Мы говорим не о чтении за оценку или для «галочки», мы говорим об удивительном мире книг, который открывает для своих читателей необозримый простор знаний, воображения, чувств, эмоций, красоты, истории и всего самого прекрасного, что когда-либо было придумано или прожито и написано талантливыми людьми многих поколений и стран.
Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно.
И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе – лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это – не прерогатива школы, а абсолютно «семейное» дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему?» Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.
Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек, а позднее и школы.
Мы собрали воедино советы библиотекарей и психологов, как привить ребенку любовь к чтению.
РОДИТЕЛЯМ
Для начала ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.
Когда читать?
- как только ребенок родится;
- выделять несколько минут, но каждый день;
- выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;
- приучать ребенка «ждать» время для чтения;
- читать в любом месте;
- утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.
Как читать?
- выбирать удобное и уютное место;
- читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;
- находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;
- рассматривать книжки и картинки;
- читать с «выражением»;
- давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу;
- перечитывать любимые книги.
1.Даже если вы купили целую стопку правильных книг, не выкладывайте все сразу перед ребёнком — объём предстоящей работы может испугать и отвернуть его от чтения вообще.
2. Заведите читательский дневник, в котором вы будете записывать не только названия и авторов, но и рисовать героев, отмечать, насколько понравилось произведение.
3. Разложите книжки в комнате ребёнка. Возможно, он просто не видит книжек за стеклянными дверцами шкафов. Полки с книгами размещены под потолком, книги сложены стопками так, что захоти ребёнок почитать, ему надо влезть на стол и ухитриться достать книжку так, чтобы остальные не упали ему на голову. Зато компьютерный стол, обрамлённый полочками с дисками, сразу приглашает ребёнка в свои объятия. Вот так, зачастую, даже от интерьера зависят привычки и желания ребёнка.
4. Постарайтесь сделать чтение полезной привычкой. Читать немного, но регулярно. Сделайте из этого традицию, своеобразный ритуал. Это могут быть ежевечерние чтения в кругу семьи или чтение перед сном.
5. Измеряйте скорость чтения (количество прочитанных слов в минуту), покажите ребёнку повышение скорости при регулярном чтении. Проведите аналогию со спортом: не тренируешься — теряешь навык и форму.
6. Если у вас несколько читающих детей, устраивайте конкурсы, но не на то, кто больше прочитает (естественно, старший ребёнок способен на большее), а на регулярность, на картинку к прочитанному или пересказ. Если ребёнок один, сами соревнуйтесь с ним. И пусть победителями будут все!
Не пугайтесь, всё это придётся вам делать не всегда, а лишь вначале, чтобы завлечь и заинтересовать ребёнка чтением. Если всё сделать правильно, то настанет прекрасный день, когда, заглянув в комнату ребёнка, вы увидите его склонившим голову над книгой. И без всяких призов, конкурсов и контролёров!
Привлечение учащихся в библиотеку, пробуждение и развитие интереса к книге и чтению – это одна из главных задач школьного библиотекаря и школьной библиотеки.
При организации культурно-досуговой деятельности, ориентированной на МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, могут быть использованы следующие формы: обсуждение, творческий конкурс (рисунков, иллюстрированных книг, сочинений, чтецов, рукописной книги и т.п.), викторина, турнир, КВН
познавательный час и др.
Для ПОДРОСТКОВ в библиотеке необходимо создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг и применять преимущественно дискуссионные формы работы:
- диспут
- диалог
- «открытый микрофон»
- круглый стол
- читательская конференция
Очень интересными для подростков могут быть и неординарные формы работы:
- организация живых встреч с поэтами и писателями (в организации такого мероприятия в Находке может помочь литературно-поэтический клуб «Элегия» под руководством Дины УСАТОЙ);
- проведение различных акций (флешмобов) на уровне школы и города (например, чтение стихотворений русских поэтов в общественном транспорте, чтение - «реклама» художественных произведений в общественных местах);
- создание социальных видеороликов (силами учащихся), направленных на пропаганду чтения, с последующим размещением на сайте школы («Книга в моей жизни», «Произведение, перевернувшее мою жизнь», и т.д.);
- организация проектной деятельности (результатом таких проектов могут стать электронные презентации: «Библиотека – что она такое?», «Библиотеки Находки», «Лента времени» и ряд буклетов: «Что такое книга?», «От папируса до Интернета», «Библиотека – это здорово!», «Всё начинается с детства» и др., которыми будут пользоваться все читатели).
- организация кинопросмотров с последующим обсуждением особенностей фильма и книги (культурные люди читают роман «Война и мир», а цивилизованные смотрят фильм по роману «Война и мир»);
- литературно-музыкальные вечера, композиции, гостиные (совместно с учителями музыки и МХК, а так же МВЦ г. Находки);
- тематические костюмированные чтения.
- регулярный мониторинг сайтов в сети Интернет, рекламирующих новинки книжных изданий, представляющих рейтинг самых популярных книг среди молодежи. Например: http://pro-books.ru/raiting, http://www.labirint.ru/novelty/https://www.livelib.ru/books/new
- участие в мировом движении «Bookcrossing» ( любой желающий может прийти к специальному стенду с книгами, который устанавливается в местах общего пользования, и взять оттуда понравившееся издание. Но при этом букроссер обязательно должен оставить свою книгу взамен. Таким образом, все участники книгообмена могут читать новые издания совершенно бесплатно.) В Находке такие полки установлены на площади и на остановке «Сидоренко»);
- открытые уроки Чтения (технологии для расширения круга читательской аудитории, повышения читательской активности самой «нечитающей» категории учащихся, познакомить их с новинками современной подростковой литературы и пробудить интерес к чтению);
- организация издательской деятельности в библиотеке (изготовление печатно-рекламной продукции, посвящённой библиотеке и книге. Например книжных закладок, библиотечных буклетов, листовок, бюллетеней, библиографических указателей, списков, памяток. В процессе этой деятельности происходит и вовлечение в чтение);
- сотрудничество библиотек образовательных учреждений позволяет удвоить интерес детей к происходящему в библиотеке, т.к. подросткам очень интересно выходить за рамки одной школы, «раздвигать» границы общения в процессе читательской и библиотечной деятельности. Такое сотрудничество помогает школьным библиотекарям реализовывать такие проекты, на которые вряд ли бы решились без взаимной поддержки;
- парад / шествие литературных героев (совместно с классными руководителями и родителями);
- сотрудничество с Центральной детской юношеской библиотекой. (можно спланировать некоторые мероприятия с участием сотрудников библиотеки, заранее обсудив с заведующей Светланой БУЧАСОВОЙ)
Формы работы с родителями:
беседа,
консультирование в ходе родительского собрания,
семейные посиделки, праздники,
подготовка и выпуск рекламно-информационных и методико-библиографических материалов.
Какую бы форму работы вы не избрали, одним из обязательных условий ее организации и проведения является реклама книги и чтения.
Список используемой литературы:
- Герцов, Г. Как читать книги, журналы, газеты / Г. Герцов. - М., 1989.
- Добрынина, Н. Е. Изучение читателей-детей и подростков в России XIX-XX вв.: учебное пособие / Н.Е.Добрынина. - М., 2006.
- Как… пользоваться библиотекой: практическое руководство для учащихся и студентов. – Челябинск, 1997.
- Коновалова, Г. Л. Игровые формы публичной деятельности библиотек как метод продвижения чтения среди юношества / Г. Л. Коновалова // Новая библиотека».- 2010.- № 3.- С. 15-17.
- Мелентьева, Ю. П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю. П. Мелентьева. - М., 2006.
- Ребенок в библиотечном пространстве: приобщение к чтению: методическое пособие / Государственное учреждение культуры г.Москвы ЦБС «Гагаринская». - М., 2008.- 28 с.
- Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учебник. - М., 1992.
- Скуридина, Ю. Если рассказывать сказки…/ Ю. Скуридина // Библио-поле.- 2007.-№ 11.-С.32-35.
- Сметанникова, Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению / Н. Н. Сметанникова. - М., 2005.
- Смородинская, М. Д. О культуре чтения. Что надо знать каждому / М. Д. Смородинская, Ю. П. Маркова. - М., 1984.
- Справочник библиографа. - С-Пб., 2002.
- Чмелева, Е. В. О развитии интеллекта детей раннего и дошкольного возраста / Е.В. Чмелева, И.А.Сикорский // Педагогика.- 2003. -№ 10.- С. 66-72.
- Сайт «ЦБС «Гагаринская» г. Москвы - http://www.gagarinlib.ru.